О догматических различиях Вселенского Православия и ААЦ

Введение

Настоящая статья имеет своей целью кратко изложить бесспорные различия в вероучении Поместных церквей Вселенского Православия и Армянской Апостольской Церкви.

Под Поместными церквями Вселенского Православия понимаются 15 автокефальных и 7 автономных Православных поместных церквей [1] имеющие единое вероучение и поддерживающие евхаристическое общение. Вселенское Православие объединяет по разным оценкам около 135-200 млн. верующих разных национальностей [6].

Под Армянской Апостольской Церковью (ААЦ) понимается Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине (Армения), канонически подчиненные ему Константинопольский и Иерусалимский патриархаты ААЦ, а также обладающий широкой автономией Католикосат Великого Дома Киликии [2], имеющие единое вероучение и поддерживающие евхаристическое общение. ААЦ объединяет около 7 млн. верующих разных национальностей, но преимущественно армян.

Исторически евхаристическое общение между данными конфессиями было прервано после Халкидонского собора [3] (451 г.), который Церквями Вселенского Православия (на тот момент это были 5 Поместных Церквей, включая Римскую) был принят в качестве IV Вселенского Собора, а в ААЦ таковым не признается до сих пор по причине вероучительных разногласий с учением, сформулированным на Соборе.

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

[Полное название - Армянская Святая Апостольская Православная Церковь; арм. (?)այյռց Սռւրբ Ա(?)աղելակաճ Ուղղա(?)ա(?) Եկեղեցի], Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ И АЛБАНИИ.Митрополит Макарий." История русской церкви. "

Прежде всего совершилась сия важнейшая для того края перемена в царстве Армянском. Главными действователями при этом, по воле Промысла, были царь армянский Тиридат, которого признательные соотечественники почтили именем Великого, и святой Григорий, бывший потом первым архипастырем Армянской Церкви, известный под именем Просветителя своего отечества.

Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквями

Третье заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквами состоялось в Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, с 23 по 28 сентября 1990 г.

В чем разница между православием и армянским христианством?Священник Олег Давыденков

С 16 по 18 марта 2010 года по приглашению Предстоятеля Армянской Апостольской церкви Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гергина II проходил официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Армению.

Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Православие в Армении

Местоположение: Юго-западная Азия, граничит на западе с Турцией, на севере - с Грузией, на востоке - с Азербайджаном, на юге - с Ираном.
Площадь: 29 800 км2.
Численность населения: 2 976 372 человека (по состоянию на июль 2006 г.).
Официальный язык: армянский.


Краткая история страны. Предки современных армян, как предполагают, пришли с запада около XII века до Р.Х. и расселились в областях, названных позднее «Малой Арменией». В VII веке до Р.Х. здесь возникает небольшое армянское государство, которое упоминается в Библии как «Дом Фогармы» (Быт 10: 3; Иез 27: 14; 1 Пар 1: 6). Оно было завоевано мидийским царем Увахшатрой в 580-е годы до Р.Х.

ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ

В истории Украины только в 1991 г. в религиозной и социально-политической жизни армян Украины произошло значительное событие: согласно указу Католикоса всех армян Вазгена «Про возобновление Украинской епархии Армянской Апостольской церкви» начались работы по возобновлению епархиальной структуры, а в ноябре того же года епархия Армянской церкви была зарегистрирована властями. Возглавил Украинскую епархию преосвященный епископ Натан Оганесян.

Известно, что самыми давними армянскими колониями на территории Украины были колонии Крыма. Уже в Х - ХІІІ вв. армянские организации имели свои церковные наделы во главе с епископом, который подчинялся Верховному Патриарху-Католикосу всех армян. Престол Католикоса вследствие тяжелой политической ситуации в Армении в течение Х - ХIV веков постоянно мигрировал с места на место (Двин, Ахтамар, Кармир, Ванк, Цовк, Сие). Сложные взаимоотношения складывались между армянской и греко-византийской церквами, с одной стороны, и армянской и римо-католической - с другой.

Отношения между Православной и Армянской Церквями

Между Православной  и Армянской Церквями был организован ряд неофициальных встреч в 1964-м, 1967-м, 1970-м и 1971-м годах и три официальных встречи: в 1989-м году в Амба-Бишой, в 1990-м году в Шамбези и в 1993-м году в Женеве.

Армяне - не монофизиты

В ХХI в. считать армян еретиками-монофизитами - это предрассудок, считает историк Джованни Гуайта

То, что армяне в течение полутора тысяч лет считаются еретиками-монофизитами, является предрассудком, который в ХХI веке надо преодолеть, считает богослов, историк восточного христианства, специалист по истории Армении итальянец Джованни Гуайта. 27 марта, выступая с лекцией о великом армянском духовном поэте и святом Григоре Нарекаци в Культурном центре "Покровские ворота" в Москве, Дж.Гуайта призвал внести ясность в это вековое богословское недоразумение, которое отнюдь не способствует единству православных народов.

Отношение Армянской Церкви к святым иконам.Езник Петросян

Начиная с Х века учителя Армянской Церкви неоднократно обвиняли византийцев в чрезмерности иконопочитания. Те в свою очередь обвиняли армян в иконоборчестве. Армянскую Церковь в этом обвиняли также сирийцы, грузины, русские и другие. В какой же степени Армянская Церковь была иконоборческой?

Основание Армянской Апостольской Церкви.Езник Петросян

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны. Основная причина этого заключается в том, что армянский алфавит был создан только в начале V века. История первых веков существования Армянской Церкви как Священное Предание передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в историографической и агиографической литературе. Священное Предание не следует отождествлять ни с мифами, ни с легендами, так как оно имеет историческую основу.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства были посеяны на земле Армении во времена апостолов.