Антон Карташев .ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ . III Вселенский собор 431 г.

Открытие III Вселенского Ефесского собора 431 г. Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г. Согласительное исповедание 433 г. Новая полоса борьбы школ антиохийской и александрийской. Феодор Мопсуестийский. Монофизитство. Ефесский Вселенский собор 449 г. ("Разбойничий" - "Latrocinium Ephesinum").

[подробнее..]

НЕСТОРИАНСТВО И ДРЕВНЯЯ РУСЬ Л.Н. Гумилев

"Je n'ais pas des textes!"

"Mais vous avez des faits et des idees".

Из лекции академика В. М. Алексеева в 1946 г

Опубликовано // ВГО. Доклады отделения этнографии. 1967. Вып. 5, стр. 5 [+1]

Когда мы произносим слово "Византия" без каких бы то ни было пояснений и добавлений, то содержание понятия бывает различным. Может оказаться, что Византия - это Восточная Римская империя, реликт былого величия, на протяжении 1000 лет стремившийся к упадку. Так понимали термин "Византия" и Гиббон, и Лебо, называвший это государство Bas-Empire, и у нас Владимир Соловьев. Может быть, под этим термином подразумевается греческое царство, возникшее как антитеза душной, выродившейся античности, имевшее свои собственные ритмы развития, свои светлые и теневые стороны. Такой видели Византию Ф. Успенский, П. Кулаковский и Шарль Диль. А может быть, Византия просто огромный город, средоточие торговли и образованности, воздвигшийся на берегах голубого моря и окруженный выжженными горами, где полудикое население веками пасло коз и снимало оливки и виноград. Это тоже закономерное понимание термина. Но мы в нашей работе хотим использовать его четвертое значение: Византия - культура, неповторимая и многообразная, выплеснувшаяся далеко за государственные границы константинопольской империи. Брызги ее золотого сияния застывали на зеленых равнинах Ирландии (Иоанн Скотт Эригена), в дремучих лесах Заволжья (Нил Сорский и нестяжатели), в тропических нагорьях вокруг озера Цана (Абиссиния) и в Великой евразийской степи, о которой и пойдет речь.

[подробнее..]

Николай Селезнев СТАРООБРЯДЦЫ XVIII В. И "АСИРСКИЕ ХРИСТИАНЕ" ЯПОНИИ

История Церкви Востока в Месопотамии поэтому оказалась обойдённой вниманием большинства церковных историков, тем более, что, после конфликта вокруг константинопольского архиепископа Нестория в V веке, забвение этой Церкви было санкционировано высшей церковной и имперской властями. Церковь Востока, проигнорировавшую решения Эфесского собора, осудившего Нестория, в империи стали называть "несторианской". Неудивительно поэтому, что о миссии, предпринятой восточными сирийцами на Восток по путям гигантского культурного пространства, именуемого "Шёлковым путём", "западным" историкам известно не было. Когда в 1145 г. какие-то слухи об азиатском христианстве достигли Европы, они оформились в легенду о дивном "царстве пресвитера Иоанна", теснившем мусульман с Востока (1). И по сей день о евангельском просвещении Азии говорят чаще всего в связи с католическими путешественниками-миссионерами.

[подробнее..]

РОНАЛЬД РОБЕРТСОН. АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

О времени появления христианства в верхней Месопотамии точно не известно, но достоверно можно сказать, что христиане присутствовали в Месопотамии уже с середины II века. В III веке эта территория была завоевана персами. Несмотря на то, что Церковь здесь была многонациональной, важнейшую роль в ней традиционно играли ассирийцы. Ее географическое положение оказалось причиной того, что она стала известна просто как Церковь Востока.

[подробнее..]

Маршруты христианства на Руси...

Христианство на территории современной Украины появляется в первые века нашей эры в греческих полисах Северного Причерноморья. Поскольку Греческая Церковь до 431 г. находилось в полном единстве с Ассирийской Церковью Востока, можно говорить, что вера Церкви Востока известна на территории Украины с первых веков христианства. Второй раз Церковь Востока попадает на Украину в 1240 г. вместе с победоносной армией хана Батыя. Пространные анналы церкви в Шефтларне на Изаре (Бавария) сообщают про 1240 г (год взятия Киева), что среди татар, завоевавших Русь и Венгрию, было много «ложных христиан», т.е. «еретиков». Образец христианского монарха являет нам хан мученик Сартак. Обладая огромной властью и военной силой в Восточной Европе и Средней Азии, он ни разу не попытался применить эту власть и силу для навязывания Церкви Востока своим подданным мусульманам, язычникам и христианам других направлений. Более того, Сартак сам стал мучеником за христианскую веру от рук своего дяди мусульманина Берке. Хан Сартак показал подлинный дух Церкви Востока, которая никогда не применяла насилия для обращения в свою веру.

[подробнее..]

Экспансия христианства в Азии

Распространение христианства в Индии, которое, по преданию, начал еще апостол Фома, достигло своей кульминации в IV веке, когда, спасаясь от преследований в Персии, 70 ассирийских христианских семей (около 500 человек) со священниками и епископом переселились на Малабарский (Юго-Западный) берег Индостана. Иммигранты смешались с местными жителями, но сохранили свою религию и даже приобщили к ней некоторые индуистские семьи, в том числе из высших каст. Ко времени прибытия первых европейцев в Индию в XVI в. здесь насчитывалось около 1500 храмов и 200 тысяч христиан, которые получали своих епископов от ассирийского католикоса. Однако во время португальской оккупации многие малабарские христиане приняли унию с Римом (Сирийская Малабарская Католическая Церковь) или, не имея возможности связаться с католикосом Церкви Востока, перешли в миафизитство (Сирийская Маланкарская Православная Церковь). Тем не менее, небольшая часть христиан Индии (30 приходов) и сегодня верны Ассирийской Церкви Востока. Они образуют автономную Индийскую Церковь Востока и подчиняются митрополиту города Тричур, штат Керала.

[подробнее..]

Христиане в Персии

В первой четверти IV в. в городе Нисибине у самой границы с Персией была создана богословская школа (академия), целью которой было обучение Святому Писанию. Одним из основателей и первых учителей этой школы был Мар Апрем (Ефрем Сирин). Когда в 363 г. Нисибин отошел к Персии, Мар Апрем перебрался в Эдессу, где стал преподавать в «школе персов», названной так по большому числу учителей и студентов из Персии. Некоторые историки считают Ефрема основателем Эдесской школы. В V в. в Эдессе преподавали такие сторонники Феодора Мопсуэтского и Нестория, как Ива Эдесский, Нарсай и Бар Саума. Однако гонения против этого «оплота несторианства» (приведшие к окончательному закрытию школы по указу императора Зенона в 489 г.) вызвали бегство многих профессоров и студентов на персидскую территорию, в Нисибин, где в 457 г. Бар Саума становится епископом Нисибина, а Нарсай - ректором и реформатором пришедшей в упадок после Мар Апрема Нисибинской академии. Реформированная школа Нисибина стала центром культуры и просвещения всей Церкви Востока. Кроме богословия, профессора академии занимались также филологией, логикой, философией, медициной, составляли исторические хроники, переводили с греческого на сирийский язык труды Аристотеля и других античных мыслителей. Сирийские рукописи древнегреческой классики позже легли в основу арабских, а посредством последних, и латинских средневековых переводов.

[подробнее..]

Третий Вселенский Собор.История несторианства после собора.Н.Д.Тальберг. История Церкви

Ересь Нестория была первой из ересей, развивавшихся в Церкви при научном разъяснении вопроса об образе соединения в Лице Иисуса Христа Божественной и человеческой природы и их взаимном отношении. Она, подобно ереси Ария, вышла из антиохийского училища, не допускавшего таинственности в понимании догматов веры. Богословам антиохийского училища казалось непонятным и даже невозможным учение о соединении двух природ Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одно Лицо Бога-человека Иисуса Христа.

[подробнее..]

Особенности богословской школы

Антиохийская богословская школа толковала Святое Писание, стараясь следовать букве текста, а также учитывать конкретную историческую ситуацию, в которой возникла та или иная книга Библии. Чтобы лучше понять культурно-исторические корни христианства, антиохийские богословы привлекали также иудейские толкования Ветхого Завета. По мнению антиохийских богословов, Божье откровение проявляется прежде всего не в Книге, а в истории. Библия является документом, написанным людьми, которые были свидетелями тех исторических ситуаций, в которых действовал Господь. Поэтому в Писании могут быть даже отдельные неточности, а христианам следует искать прежде всего исторический смысл Библии, а не переходить к философским абстракциям, далеким от реального текста. С другой стороны, сама история, изображенная в Писании, может быть прообразом мессианских событий, связанных с жизнью Иисуса. Так, например, один из виднейших богословов Антиохийской школы, Феодор Мопсуэтский, считал, что Давид, когда писал в своих Псалмах: «Делят ризы мои между собой и об одежде моей бросают жребий» (Пс.21(22):19) и «Не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15(16):10), - относил эти слова к себе и к иудейскому народу, а не к ожидаемому мессии-Христу. Однако сама ситуация, сложившаяся в Израиле во времена Давида и художественно показанная в Псалмах, стала пророчеством про крестную смерть и воскресение Иисуса.

[подробнее..]

Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока - одна из cамых древних и архаичных христианских конфессий

Исторически Ассирийская Церковь Востока - это Церковь Вавилона, как называли евреи междуречье Тигра и Евфрата (ср. Вавилонский Талмуд, вавилонские таннаи, вавилонские амораи, гаоны Вавилона). Именно из Вавилонии, входившей в состав Парфянской империи, написал свое Первое Послание первоверховный апостол Петр (1Пет.5:13), основатель и первый предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Преемником апостола Петра и, соответственно, первоверховным епископом христианской Церкви, является епископ столицы древней Парфии, Селевкии-Ктесифона, католикос Ассирийской Церкви Востока. Притязание Римо-Католической Церкви, что под названием «Вавилон» в Первом Послании Петра имеется ввиду Рим, Церковь Востока считает необоснованным. Апостол Петр был апостолом евреев и, как и все евреи Палестины I века н.э., говорил на арамейском языке (диалектами которого являются классический сирийский и современный ассирийский языки). Поэтому естественно, что Петр пошел проповедовать учение Христа на территорию, где жило большинство евреев рассеяния, говоривших также по-арамейски - в Вавилонию. Иудеохристианские черты до сих пор сохранились в Церкви Востока, что также подтверждает происхождение Церкви Востока от апостола евреев.

[подробнее..]