Вечны ли адские муки? Часть 1

Семь лет назад сайт «Православие.Ру» опубликовал мою статью «Святые отцы и "оптимистическое богословие"». Поступившие после этого отзывы читателей, а также более серьезное знакомство со святоотеческим наследием и с затронутой в статье проблемой позволили мне существенным образом переработать и расширить ее: появилась новая глава, другие дополнены святоотеческими свидетельствами; рассмотрены некоторые аргументы противников церковного учения о вечности загробного воздаяния, исправлены отдельные неточности. Кроме того, учтено, что некоторые авторы, упомянутые в первоначальной версии статьи, в течение последних лет существенно скорректировали свои взгляды по данному вопросу.

[подробнее..]

Вечны ли адские муки? Часть 2

[подробнее..]

Вечны ли адские муки? Часть 3

[подробнее..]

О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе)

Святая Православная Церковь является хранительницей Истины: сохраняет Священное Писание и Предание апостолов и святых отцов. На протяжении всей истории лукавый враг рода человеческого сеял плевелы лжеучений, пытаясь совратить людей с пути спасения. Поэтому святые отцы Церкви должны были противостоять им. В результате на Семи Вселенских Соборах при содействии Святого Духа было определено истинное догматическое учение Церкви. Истина не может меняться, т.к. это - Истина. Поэтому мы должны сохранять вверенное нам Православное вероучение как величайшее сокровище. Ставить себя выше Вселенских Соборов дерзают только Папа Римский и различные протестантские секты. Это - путь погибельный, путь гордыни, превозносящейся выше всего святого. Это - состояние духовной прелести: «Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному находится в этой прелести»(свт. Игнатий Брянчанинов Собр. соч.в 7 т. М.,1993.Т.1.С.247).

[подробнее..]

О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе). Часть 2

Несмотря на анафемаствование Пятым Вселенским Собором учения о всеобщем спасении - апокатастасисе, всё не умолкают споры о вечности мучений. С одной стороны это весьма странно, так как ересь - это хула на Святого Духа и удивительно, как некоторые люди, особенно православные не боятся слов Господа: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31). Кстати, эти слова Господа говорят о муке для богохульников, не имеющей конца. Но с другой стороны - так и должно быть. Идёт духовная брань, поэтому враг рода человеческого пытается прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13, 22). Поэтому необходимо снова вернуться к этому вопросу.

[подробнее..]

О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе

25 августа 1935 года состоялось архиерейское совещание, которое рассмотрело учение протоиерея Сергия Булгакова. Оно приняло определение № 93, в первой части которого, в частности, говорится: «Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с «градом Божиим» и «вне» его (Апок. 22, 15) навеки останется область отвержения, «смерть вторая» (Апок. 21, 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. «Бог будет всё» лишь в «сынах Царствия», всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией». Подписали его архиереи, которые в то время составляли едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе (большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец)

[подробнее..]