Обновленческий раскол в лицах. Протоиерей Александр Федосеев

В октябре 2011 года исполнилось 89 лет со дня создания «Союза общин древнеапостольской церкви» (СОДАЦ). Цели и задачи этого общества очень точно и емко определил его духовный вдохновитель и глава - митрополит-благовестник А. Введенский. «Инициатором в вопросе о подлинной реформации церкви является руководимый мной «Союз общин древнеапостольской церкви» (СОДАЦ), поставивший своей задачей борьбу с современной буржуазной церковностью и введение в жизнь церкви подлинных, забытых самими верующими, принципов христианства».

[подробнее..]

А. Журавский. К вопросу о классификации оппозиционных движений и групп митрополиту Сергию (Страгородскому)

А. Журавский. К вопросу о классификации оппозиционных движений и групп митрополиту Сергию (Страгородскому) / Материалы конференции "История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.)". - Петрозаводск, 2002. - С. 350-383.

Существует достаточно большой комплекс проблем, которые до сих пор не нашли разрешения в исторической науке. Вот лишь некоторые вопросы, которые возникают при начале научно-исторического исследования проблемы оппозиции митрополиту Сергию.

[подробнее..]

Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей церковью в 1944–1946 годы

Беглов А.Л.

Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей церковью в 1944–1946 годы // Альфа и Омега. 2004. - №2(40). - С. 205–214.

 25 июля 1946 г. в Москве умер лидер обновленческого раскола Александр Введенский. Это был конец печальной и постыдной истории обновленчества. “Известия” сообщили, что “скончался первоиерарх православных Церквей, доктор философии, профессор богословия митрополит Александр Введенский. Отпевание состоится в храме Пимена Великого <...> Похороны на Калитниковском кладбище”.

[подробнее..]

Феномен "живоцерковников" и "обновленцев" начала ХХ века (К вопросу о церковных реформах)

До сих пор масса церковных обывателей (где нередко встречаются как рядовые священнослужители, так и епископы) при слове «богослужебная реформа» проводят параллель с расколом «живоцерковников» и «обновленцев» (зарождение которых относится к публикации в Известиях 14 мая 1922 года «Письма десятерых» и к учреждению 29 мая 1922 года ВЦУ «Собором», на котором был только один епископ – Антонин Грановский, вскоре покинувший его). Иные же, понаслышке зная о деятельности Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов, обвиняют и последний в причастности к «модернизму» (и это не взирая на то, что Собор восстановил патриаршество). Задача нашего краткого очерка – показать, во-первых, принципиальное отличие «церковной реформы» от «живоцерковничества», во-вторых, обозначить корни указанного раскола.

[подробнее..]

Новые данные об обновленческом Поместном Соборе 1923 г.

С.Петров

Новые данные об обновленческом Поместном Соборе 1923 г. / / Материалы конференции "История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.)". - Петрозаводск, 2002. - С. 259-283.

Обновленческий Поместный собор, проходивший с 29 апреля по 9 мая 1923 г., по-праву, признается исследователями кульминационным, центральным событием в истории обновленческого церковного раскола. Нет, пожалуй, ни одной в той или иной мере освещающей церковную историю ХХ в. работы, в которой не упоминался бы этот собор. Наиболее детализированные описания сюжетов, связанных с собором, до сих пор принадлежат исследователям, писавшим в советский период.

[подробнее..]

Обновленческий раскол в Русской православной церкви

Н.Н. Евсеев

Православная Церковь, в отличие от других христианских исповеданий, в большинстве языков Европы именуется ортодоксальной. В наши дни это слово приобрело негативный оттенок, часто обозначающий косность, крайний консерватизм и ретроградство. Однако, в Толковом словаре русского языка слово «ортодоксальный» имеет совсем другой смысл: оно характеризует точное следование первоначальному учению, его букве и духу. В этом смысле наименование ортодоксальной для Православной Церкви со стороны западных христиан весьма почетно и символично. При всем этом часто можно слышать призывы к обновлению и реформам в Церкви. Они исходят как изнутри церковного организма, так и извне. Часто призывы эти бывают основаны на искреннем желании добра Церкви, но еще чаще они являются желанием авторов этих призывов приспособить Церковь под себя, сделать Ее удобной, при этом отметается двухтысячелетняя традиция и сам Дух Божий из церковного организма.

[подробнее..]

Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол

Мазырин Александр, священник

В статье магистра богословия, к.и.н., доцента ПСТГУ иерея Александра Мазырина рассматривается позиция Константинопольской  Патриархии в отношении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920–1940-е годы. Описываются  усилия обновленческого «Священного  Синода», направленные на получение признания со стороны православного Востока, закулисные действия советской власти в поддержку обновленцев и реакция Московской Патриархии на контакты Фанара с раскольниками.

[подробнее..]

Советское государство и «советская Церковь»

Шкаровский Михаил Витальевич

Истории обновленческого движения, появившегося в Русской Церкви в 20-х гг. ХХ века, посвящено множество исследований. Однако корни обновленчества, его истоки не подвергались детальному анализу. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей статью доктора исторических наук М. В. Шкаровского, посвященную истории отношений государства и Церкви в ХХ в.

Проблема взаимоотношений революционного государства и «революционного духовенства» применительно к России связана с задачей изучения т.н. обновленчества - реформаторского движения в Русской Православной Церкви первой половины ХХ в. В своем развитии это движение прошло три основных этапа: 1905-1907, 1917-1918 и 1922-1923 гг., каждый из которых имел свои существенные особенности и своеобразие, заметно отличаясь от других. Но были и общие черты - сильная политическая составляющая движения, непосредственное влияние на внутрицерковные  процессы революционной (и постреволюционной) обстановки в стране, вмешательство в церковную жизнь органов государственной власти и попытки участников движения помочь самоопределению Церкви в новых социально-политических и экономических условиях, стать связующим звеном между ней и модернизирующимся обществом.

[подробнее..]

Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)

о.Мазырин Александр

Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Причины неприятия этой политики в церковных кругах анализируются в докладе, представленном на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ священником Александром Мазыриным.

[подробнее..]

Обновленческий раскол

В.С. Русак

29 марта 1922 года 12 священников выступили в "Правде" с заявлением, в котором в связи с изъятием церковных ценностей заняли позицию, весьма импонирующую советской власти.

      2 мая, через несколько дней после большого московского “судебно­го” процесса, в 11 часов вечера, в Троицкое подворье, где в заключении находился патриарх Тихон, в сопровождении двух работников ГПУ, вошли четверо священников: А. Введенский (Петроград), В. Красницкий (Петроград), А. Белков (Петроград) А. Калиновский (Москва).

[подробнее..]

Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 3

Татьяна Суздальцева

Получил Ваше письмо, в котором Вы просите меня высказать мое суждение по поводу современного нам церковного движения, именуемого «обновленческое». Охотно отвечаю на Ваш вопрос, хотя Вы сами знаете, что я теперь очень далек от церковной работы и могу высказываться только как сторонний наблюдатель происходящего вокруг нас. Меня так же, как и Вас, прежде всего, интересует вопрос, в чем существенное различие между так называемой «тихоновской» и обновленческой Церквями. Ведь, рассуждая теоретически, это различие должно быть очень глубоко, если почти все прежние епископы и тысячи священников предпочитают томиться в тюрьмах, погибать в далеких ссылках, чтобы только не признать другой орган высшей власти. Мне лично пришлось в одной из московских церквей слушать, как обновленческий батюшка пламенно доказывал, что никакой разницы нет между обновленческой и прежней Церквями.

[подробнее..]

Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 2

Татьяна Суздальцева

Рассмотрев основные принципы внутренней природы Вселенской Христовой Церкви в отношении к главным сторонам церковной жизни и церковного строя, мы должны с точки зрения именно этих принципов оценивать все явления церковной жизни и соответственно или несоответственно данным принципам иметь критерий в суждениях при оценке тех или иных явлений церковной жизни.

[подробнее..]

Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 1

Татьяна Суздальцева

Священник Александр ВведенскийВ Московском городском историческом архиве в фонде московского ставропигиального Донского монастыря (Ф. 421) находится статья неустановленного автора «Историко-канонический разбор обновленчества». Вместе с письмом неустановленного лица об обновленчестве, начинающимся словами «Дорогой друг и брат», она попала в этот фонд согласно акту № А-20 от 4 декабря 1931 годы из церкви Троицы в Вешняках в период, когда в Донском монастыре располагался Антирелигиозный музей искусств. Никакими сведениями о причинах поступления документов в музей архив не располагает, так как получил весь фонд в целом по акту передачи в 1935 году.

[подробнее..]