Старообрядчество и секты в Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке и борьба с ними Православной Церкви

Паничкин Александр, протоиерей

Во времена Петра I число старообрядцев и хлыстов в Санкт-Петербурге пополнялось в основном за счет перехода к ним православных, среди которых велась тайная проповедническая деятельность. Распространению ереси также способствовало недовольство людей нововведениями императора и желание придерживаться старого уклада жизни. В центре внимания автора, кандидата богословия протоиерея Александра Паничкина, – борьба Церкви и государства с распространением старообрядческого вероучения и хлыстовщины.

[подробнее..]

Патриарх Никон

Протоиерей Лев Лебедев

Самый великий человек Русской истории" - так назвал патриарха Никона митрополит Антоний (Храповицкий).

Из митрополитов Новгородских. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви.

Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего». Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом.

[подробнее..]

Недароимцы, манипуляторы и на одре лежащие: к вопросу об особенностях крестьянского отношения к исповеди и причастию

Макарова Вероника Юрьевна

Исследуя отношение крестьян к исповеди и причастию, Вероника Макарова выделяет два контекста, связанные с обращением верующих к этим Таинствам: первый касается регулярного участия в них, а второй связан с совершением упомянутых Таинств в ситуации, предполагавшей наступление смерти. Для ответа на вопросы, какие смыслы вкладывали крестьяне Российской империи в исповедь и причастие, а также как отличалось их отношение к Таинствам в зависимости от жизненной ситуации, автор обращается к этнографическим материалам второй половины XIX – начала XX веков, почерпнутым из церковной и светской периодики, а также архивных коллекций.

[подробнее..]

Понятие «скверна» («погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве

Крылов Георгий, протоиерей

Нередко средневековые правила, связанные со скверной, современные исследователи объясняют требованиями физической гигиены. Однако физическая и духовная гигиена воспринималась древнерусским христианином неразрывно и нераздельно, как явления, взаимообуславливающие друг друга. Современному человеку трудно понять эту древнюю онтологическую связность и органичность. Какими были быт и обиход средневековых христиан? И как религиозность человека связана с бытовой стороной жизни? Сложные злободневные вопросы затронуты в статье протоиерея Георгия Крылова, которая знакомит с христианским укладом жизни в Средневековой Руси.

[подробнее..]

Неизвестный "Raskol". К истории отмены клятв собора 1667 г. В.В.Боченков

"Le Raskol" — малоизвестная книга о старообрядчестве, изданная в 1859 г. в Париже на французском языке. Слово "Le Raskol" вряд ли нуждается в переводе. Но будем далее называть эту книгу по-русски — "Раскол".

[подробнее..]

Исправление книг и обрядов

А.В. Карташев

Это дело, породившее наш несчастный раскол, стало так общеизвестно, что непосвященным оно кажется главным делом Никона. Идея исправления книг для п. Никона была попутной случайностью, выводом из главной его идеи. А самое дело книжной справы было для него старым традиционным делом патриархов, которое надо было просто по инерции продолжать. По началу Никон разделяя все "провинциальные" взгляды москвичей, столь характерные для вождей старообрядчества. Он вместе с ними отвращался от немосковских "новшеств." Еще будучи новоспасским архимандритом, Никон открыто говорил то же, что было общепринято думать о православных - не москвичах, т. е. о русских из Польши. Прот. Ив. Неронов позднее попрекал Никона: Святитель иноземцев (разумеются греки) законоположение ты хвалишь и обычаи тех приемлешь, благоверны и благочестны тех родители нарицаешь. А мы прежде сего у тебя же слыхали, что многажды ты говаривал нам: "гречане де и Малые России (люди) потеряли веру, и крепости и добрых нравов нет у них. Покой де и честь тех прельстила и своим де нравом работают, а постоянства в них не объявилось и благочестия нимало.

[подробнее..]

Возникновение раскола. А.В. Карташев

А.В. Карташев

Сама борьба царя и архиереев с Никоном была косвенной поддержкой вдохновленным тоже враждой к Никону, обиженным и озлобленным им, бывшим друзьям: Аввакуму, Неронову и проч. У обиженных протопопов особенно развязались руки для агитации против Никона с момента его нетактичного ухода с патриаршества. Но сама агитация, как мы видели, началась немедленно после указа Никона об отмене 12-ти земных поклонов в 1654 г. Это Аввакумово восстание и приходится считать историческим началом всего старообрядческого раскола.

[подробнее..]

Попытки исправления богослужебных книг

А.В. Карташев

В истории духовной жизни человечества и в частности - в жизни церковной - эпохи потрясений и страданий обычно подымают защитное напряжение жизненных творческих сил народов. Что можно сказать в этом отношении о влиянии Смуты на общий ход развития нашей церкви? Полстолетия тому назад начало эпохи Грозного являло все признаки подъема творческой энергии русских церковных сил, дерзновенных попыток вождя церкви митр. Макария разрешить силами национальной церкви ряд вопросов вселенского, всемирного значения.

[подробнее..]