Как живут в Беларуси потомки староверов, пришедших из России три века назад

Открытием XXIV Международной книжной выставки, прошедшей в Москве в сентябре, стал фотоальбом "Живая вера. Ветка". Презентовало его издательство "Беларуская энцыклапедыя", а посвящен альбом старообрядческому искусству. Более трехсот лет назад именно полесское местечко Ветка - ныне районный городок недалеко от Гомеля - стало центром православного старообрядчества.

[подробнее..]

Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к родине

Священник Даниил Сысоев, кандидат богословия.

В этом году исполняется 325 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола – протопопа  Аввакума. 14 апреля 1682 года в  огне  закончил свое земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется устами не только бесчисленных староверческих сект (а бывало, что число их доходило до 800!), но и многими людьми, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума «неистовый» («буйно-помешанный» - переводе со славянского) многие считают чуть не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведения бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом.

[подробнее..]

Сериал «Раскол» как провокация

Иерей Сергий Карамышев

Иерей Сергий Карамышев удивлен восторженным приятием клеветнического фильма некоторой частью православной публики …

20 сентября на РНЛ была опубликована статья игумена Даниила (Гридченко), благочинного Ново-Иерусалимского монастыря, под названием «Апология раскола?», где, между прочим, сказано: «Сам факт, что фильм на церковную тематику... появился на нашем, извиняюсь, полудебильном телевидении не только и даже не столько радует, сколько настораживает. И хотя авторы утверждают, что дело обошлось без провокационной составляющей, верится в это с трудом. Тут и конспирологии особой не требуется – лишний раз пнуть Московскую Патриархию считается сейчас чуть ли не правилом хорошего тона. Да и начавшаяся реставрация любимого никоновского детища – Ново-Иерусалимского монастыря – чем не повод – как тут не нагадить по-интеллигентски?» Хочется несколько развить мысль отца игумена.

[подробнее..]

Раскол не кончается

В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.

[подробнее..]

Алексей Светозарский: "Это одна из мрачных и тяжелых эпох нашей церковной истории"

О причинах, хронологии и последствиях церковного раскола XVII века мы беседуем с профессором Московской духовной академии Алексеем Светозарским.

[подробнее..]

"Раскол" сознания. Диакон Андрей Белоус

диакон Андрей Белоус

Вот и я решил написать о фильме. Многие уже о нем спорят, как к нему относиться. За патр. Никона этот фильм? За Аввакума? Или нейтральный?

[подробнее..]

Старообрядцы: назад в будущее!

В этом году исполнилось 210 лет со дня подписания императором Павлом I указа об учреждении единоверия. Единоверцы — особая группа старообрядцев, которая два века назад осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды. Корреспонденты «Нескучного сада» посетили один из московских единоверческих приходов, Покровский храм в Рубцове, чтобы ближе познакомиться с этой весьма специфической частью Православной Церкви.

[подробнее..]

История раскола и раскол истории. Андрей Десницкий

Вышла книга историка А.В. Крамера «Раскол русской Церкви в середине XVII века». Шесть лет назад выходило первое, более краткое ее издание под другим названием, но его я не видел, поэтому буду говорить о новой книге, и даже не совсем о ней, а скорее о тех вещах, которые поневоле приходят в голову по ходу чтения этого исторического труда. История раскола для нас была и отчасти остается «слепым пятном»: на эту болезненную тему говорят редко, да и то обычно отделываются расхожими клише. Ну что, было там исправление каких-то опечаток в богослужебных книгах, а некоторые упертые личности исправлений не приняли и стали по этому поводу бунтовать и даже самосжигаться.

[подробнее..]