Особенности «вальдорфской педагогики»

Широкое распространение оккультных учений в ХХ веке связано с возникновением учения теософии Е.П. Блаватской в конце ХIX века; позже под ее руководством возникло Теософское общество. Само учение теософии включает в себя элементы спиритизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также фрагменты восточных религий. Согласно учению, на Земле должна начаться «Новая эпоха», с наступлением которой появится новая раса людей (6-я раса), обладающая особым оккультным чувством. Теософия Блаватской стала основанием для появления многих оккультных учений в ХХ веке, а также сыграла большую роль в формировании движения «New Age».

Вальдорфская школа. Впечатления матери

Рудольф Штайнер - ученик и последователь Елены Блаватской, основатель собственного учения - Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактером. Причем контактером весьма талантливым. Круче, чем Мегре. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И еще - новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в двадцатые годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от "духов".

По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии - отчасти родина Штайнера, как-никак. Да еще Пфальц, юг Германии - здесь самые штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика начинает проникать и в Россию.

Вальдорфские школы как школы антропософии

Весной 1919 года в Штутгарте, по инициативе Эмиля Мольта, руководителя сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория", была основана оккультная педагогическая система, именуемая ныне вальдорфской [1]. Тогда же Эмиль Мольт предложил известному оккультисту Рудольфу Штайнеру, создателю оккультного учения под названием антропософия, стать главой и организатором этой новой педагогической системы. С тех пор прошло много времени, но, к сожалению, со смертью Рудольфа Штайнера весной 1925 года история вальдорфской педагогики не закончилась. Сегодня мы обратим внимание читателей на проблему воспитания детей по вальдорфской системе, так как с девяностых годов XX века эта система воспитания пришла в Россию. К настоящему дню в России действует целая сеть вальдорфских школ [2], существующих в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Самаре, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Находке, Ростове-на-Дону, Уфе, Смоленске, Ярославле и т.д. В некоторых городах, например в Москве и Санкт-Петербурге, эти школы не единичны. Но помимо открытия в России частных вальдорфских школ и детских садов вальдорфская педагогика претендует на государственное признание и стремится внедриться в государственные школы [3]. На наш взгляд, давно пора задаться вопросами: какие цели преследует вальдорфская педагогика и какое мировоззрение формирует? Попытаемся в этих вопросах разобраться.

Антропософия, "Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера"

Вальдорфские школы - одна из наиболее заметных форм деятельности "Антропософского общества", которое шведский исследователь Свен Ове Ханссон назвал "самой удачливой оккультной религией в Европе" . Другие исследователи называют его "самой развитой современной формой западного эзотеризма" и "высокоорганизованной оккультной группой" .

Вальдорфская педагогика: сделано в секте

У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом сектантская самоапология исходит из довольно-таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать, и при этом регулярно грозить судом своим оппонентам, то, мягко говоря, "пестрая" сектантская идеология рано или поздно предстанет таки в общественном сознании в белоснежно-непорочном виде.

Что именно секты хотят слышать о себе, а чего они слышать не желают - хорошо видно из моей дискуссии с г-ном А.Пинским, председателем правления Московского Центра вальдорфской педагогики.

Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?

"... будет время, когда здравого учения
принимать не будут, но по своим
прихотям будут избирать себе учителей,

которые льстили бы слуху; и от истины
отвратят слух и обратятся к басням"
2Тим.4:3-4.

Рассматриваемое в данной статье учение - антропософия Рудольфа Штайнера имеет все основания быть включенным в число тех "басен", новозаветное пророчество о которых мы использовали сегодня в качестве эпиграфа. Читая работы Штайнера, не может не броситься в глаза его упорное желание поведать человечеству "истину" о Христе и христианстве.