Апологетический центр во имя Святителя Иоанна Златоуста создан по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира летом 2011 года. Инициатором создания центра стал Председатель Синодального
отдела по делам молодежи УПЦ, настоятель Свято-Троицкого Ионинского монастыря (г. Киев) архимандрит Иона (Черепанов).

Историческая роль апологетики

Некогда, в первые века по Рождеству Христову, само определение что есть Христианство, а что им не является, стало основной проблемой для ранней Церкви основной задачей. Ученики и приемники Апостолов наглядно столкнулись не только с гонениями и нежеланием мира воспринимать Истину, но и с расцветом всех пороков, не совместимых с христианской нравственностью. Разврат и сексуальные извращения, гордыня и тщеславие, потребительское отношение к миру или приверженность диким изуверским доктринам… все это обильными плодами произрастало на древе язычества. Шовинизм, искажение Писаний и непомерная гордыня «украсили» ветхозаветную церковь, которая, утратив благодать с отвержением Мессии, стала превращаться в то, что позднее назвали иудаизмом. Ханжество и пустоцвет античного религиозного мира породили обратную реакцию: неверие в богов, а то и вовсе отрицание их, либо возникновение мрачных изуверских сект.

Вот в этом мире и прозвучали слова проповеди Христа. Слава отверждения, что есть Истина и что есть ложь. Первой апологией («защитой» по др.-греч. - ἀπολογία) Христианства стали Послания Апостолов. Именно из них мир услышал слова обличения и свидетельствования в отношении как внешних нападок на Христианство, так и ядовитых семян лжи проникающих в Церковь Христову.

«…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1Кор.10:20-22)

«Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15)

«Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело… Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:1-3, 11)

Свидетельствует Апостол Павел против язычников во вне Церкви и против их пагубного влияния на Христиан принявших святое крещение, но не избавившихся от многих языческих и еретических влияний.

Даже спустя 2000 лет с прежней актуальностью в сегодняшнем мире звучат его слова: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение… Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют». (Рим.1:25-27, 32)

Помимо иудеев и язычников и заблуждений, навеянных ими, Церковь вскоре столкнулась с новой ложью: гностицизмом, быстро перенявшим внешние формы у Христианства и ставшего еще одним подтверждением апостольского предупреждения: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». (2Кор.11:14-15)

Немало пришлось потрудится церковным апологетам и в отношении уже тогда провозглашенной лжи материализма, опровергая обвинения и лжеучения Цельсия и его единомышленников. Под влиянием гностицизма, а вслед за тем и самостоятельно возникли ересь маркионизма и многие другие.

Нельзя вычеркнуть из истории Церкви ее важнейшей вехи: апологетики направленной на опровержения многообразия лживых обвинений против Христианства. Именно эти обвинения становились часто юридическим основанием для гонений на Христиан. Аристид, Кодрат, Мелитон Сардский, Клавдий, Аполлинарий, Иустин Мученик, Афинагор немало своих трудов посвятило объяснению римским правителям лживости антихристианских обвинений.

Также как на опровержение иудейских, языческих, некоторых философских, арианских, иконоборческих и прочих заблуждений были направлены труды Оригена и Тертуллиана, Василия Великого и Григория Богослова, Николая Чудотворца и Афанасия Великого, Киприана Карфагенского и Иоанна Златоуста, Иоанна Домаскина, Минуция Феликса, Татиана, Феофила Антиохийского, Арнобия и ряда других авторов, многие из которых впоследствии были прославлены в лике святых.

Именно апологеты сформулировали догматическое богословие Церкви, именно их служением воплотилось Господне обетование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18.)

Причины создания:

Спустя почти два тысячелетия мир вернулся почти к той же точке своего духовно-нравственного состояния. Пропаганда нового гедонизма стала идеологией современного общества: потребительство и стремление к непрестанным наслаждениям, физическим удовольствиям, легкой жизни насыщенной богатством и развратом. Убийства не рожденных детей и развращение рожденных, сребролюбие и алчность фактически возродили древний культ Маммоны. И новые служители Золотого Тельца считают себя Христианами, не отдавая отчета, что пошлость и алчностью развращенного мира есть вражда против Бога (Иак.4:4, Рим.8:7).

Из под руин христианской культуры и науки вылезли наружу колдуны и ведьмы, экстрасенсы и ворожеи, гадалки и целители, которых еще Ветхий Завет вовсе призывал не оставлять в живых (Исх.22:18)…

В лучшем случае это шарлатаны и проходимцы, способные лишить кошелька, в худшем же те самые действительные носители неких возможностей и способностей, имеющих темную, инфернальную природу враждебную Богу, само обращение к которым безмерно губит душу и имеет страшную цену. Но несовместимость их практик с учением Церкви, прямая враждебность Христу не мешает им лицемерно обманывать несведущих использованием православных икон и крестов, лживыми ссылками на «церковное благословение», кощунственно применять слова христианских молитв в бесовских заклинаниях.… Наиболее же наглые и лишенные страха Божьего дерзают подобно Христу именовать себя «спасителями» и «спасительницами».

Подобно древним гностикам, а часто и прямо ссылаясь на их якобы «мудрость» и «преемственность» влекут к себе современные оккультисты, скрывающие сатанизм, лежащий в основе каждого оккультного учения и выдавая себя и своих лжеучителей за Христиан. Маскируясь «нравственными», «научными», «духовными» и прочими вывесками скрывают свою религиозную и антихристианскую сущность, проникая в систему образования, охраны здоровья и другие сферы жизни современного общества, также как некогда общества античного.

Также как некогда ересиарх Арий и его последователи отрицали Божественность Господа нашего Иисуса Христа, даже торжествуя некоторая время над Православием, также и сегодня «Свидетели Иеговы» проповедуют тоже, только на более примитивном интеллектуальном уровне.

Подобно византийским иконоборцам протестанты и всевозможные сектанты, маскирующиеся под протестантов, рассказывают православным о недопустимости почитания святых икон.

Весь ассортимент ересей опровергнутых Церковью за две тысячи лет поднят сегодня из пепла всевозможными сектами. Наиболее «эффективные» из них снабдили вероучительную ложь искусными психологическими техниками контроля сознания, превращая людей имевших неосторожность обратится ко лжи в покорным воле гуру или «учителя», «пастора» адептов. Так обрели второе дыхание изуверские секты первых веков, приобретя в наше время новое качество – сект тоталитарных. Они приобрели особую известность нанося вред не только душе, но и психике, здоровью, семьям и благосостоянию своих жертв.

Подобно гонениям на Православие со стороны римо-католиков и униатов в период польской оккупации сегодня продолжают оставаться разгромленными западноукраинские епархии Украинской Православной Церкви. Продолжаются и сейчас захваты храмов, их поджоги и взрывы.

Мошенническая группа людей, сама отторгшая себя от Церкви Христовой, провозгласила себя «украинской православной церковью киевского патриархата» и пользуясь политической поддержкой определенных кругов, равным юридическим статусом и невежеством наших сограждан парадирует православные Таинства, вовлекая несведущих людей в страшный грех раскола, о котором еще ученик Св. Апостола Иоанна Св. Игнатий Богоносец сказал: «да не обольщаются последующие за творящими разделения, ибо Царствия Небесного не наследуют». Подобный пример «успешного» раскола вдохновил уже многих других, плодя и приумножая группы и группки раскольников, в каждой из которых свой «патриарх» или «митрополит».

Вслед за прошедших в девяностых крестоповалом в Крыму и сейчас продолжается нагнетание страстей в непростых отношениях между православными и мусульманами. Радикальные исламистские секты видят себя строителями нового Исламского Халивата на наших исторических землях.

Немалую обеспокоенность вызывает и проникновение сектантства, суеверий и оккультизма внутрь церковной среды, порождающие особо опасные ереси наподобие учения Ольги Асауляк маскирующееся под Православие «для посвященных». Кадровый голод Церкви после эпохи гонений вылился в то, что, к сожалению, не всегда даже церковный служитель достаточно готов достойно перенести многие искушения, что видно по печальному явлению «младостарчества» и «внутрицерковных сект». Недостаток катехизации и образования церковных прихожан служит почвой для распространения всевозможных суеверий и искажений церковного учения.

Все это и стало причиной создания Апологетического Центра во имя Святителя Иоанна Златоуста.

Цели и задачи:

Целью АЦ является защита, как церковных прихожан, так и просто православных по крещению от всевозможной лжи и заблуждений, опасной для души и жизни. Даже представитель другой религиозной традиции или атеист имеет право знать, сталкиваясь, например, с сектантами или «православными целителями», что никакого отношения ни к Церкви, ни к православному учения они не имеют.

Итак, наши задачи:

 

Свидетельство о различии лжи и Истины: четко проводить и разъяснять грань между Православным Христианством и всем тем, что заявляет о своей причастности к нему, и при этом им не является и с ним не сочетаемо. Также как и свидетельство в отношении тех учений и доктрин, организаций и групп, которые претендуют на истинность, отвергая при этом учение Христовой Церкви всецело или в каких-то его составляющих. Задача Апологетического Центра свидетельствовать и полемизировать, разъяснять и информировать, выполняя тем самым апостольскую заповедь: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6:14-15). При этом в задачи Центра не входит некое навязывание православных позиций, а лишь разъяснение их оснований, защита их, и тем самым опровержение лжи. Мы даем возможность узнать нашу позицию и наше понимание Истины, принимать же его либо отвергать – дело совести и выбора каждого человека.

Свидетельство о пагубности лжи: Опровергая ложь и отделяя ее от Истины, мы вправе свидетельствовать и о всевозможных пагубных последствиях ложных доктрин и учений. Причем, не только в богословском и вероучительном понимании, но и в социальном и в иных. Сегодня многие еретические учения уже преобразовались в тоталитарные секты и деструктивные культы, не только губя души своих последователей, но и эксплуатируя их, контролируя их сознание, наносят вред психике и здоровью личности, разрушают семьи, лишают имущества, занимаются противоправной деятельностью, наносят урон интересам общества и государства. Информирование об этом граждан, государственных и общественных инстанций, образовательных учреждений и средств массовой информации – наша задача. Так же как и выполнение заповеди Апостола: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков,.. каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит.1:10-12).

Помощь от лжи пострадавшим: от оккультизма, религиозного мошенничества, деструктивных культов и обмана страдают люди ставшие их жертвами, а также их родные и близкие. Порой наносится ущерб организациям и громадам, чьи интересы призваны защищать органы власти и правоохранители. Организация консультационной помощи богословов и психологов, юристов и сектоведов – одна из задач АЦ.

Защита интересов Церкви и традиционных ценностей: за новейшую историю нашей Церкви ее интересы не раз становились объектом посягательств со стороны власти, всевозможных кощунников, представителей политических и религиозных экстремистов. Часто тоже продолжает происходить и сейчас: порою по еще советской инерции недоброжелательства, или в силу неких личных неприязней, а то и просто по недопониманию отдельные чиновники пытаются ущемить права и интересы канонической Церкви. Представители же экстремистских группировок идут на такие крайности как захваты храмов, их поджоги и взрывы.

Увы, содействие моральному растлению общества и его деградации в самых различных аспектах, часто оказывают (как минимум, в форме попустительства) оказывают весьма уважаемые инстанции. В рычаг пропаганды алчности, оккультизма, разврата, извращений и культа Маммоны превратилось большинство СМИ. Иногда экраны кинотеатров, ТВ и шоу-площадок поражают не просто пренебрежением к традиционным моральным ценностям, но и осознанным глумлением над верой, верностью, семьей, непорочностью…

Сегодняшняя вседозволенность дает возможность «самовыражаться» откровенным извращенцам, кощунникам и сатанистам, оскорбляя тем самым религиозные чувства и национальное достоинство миллионов сограждан.

Поэтому одна из основных задач АЦ защита традиционных нравственных ценностей, прав и интересов Церкви всеми доступными законными и этичными средствами: с помощью юридических рычагов, информационных кампаний, взаимодействия с органами власти и законодательными инициативами, посредством самоорганизации верующих и просто сторонников традиционных моральных ценностей.

Направления деятельности:

Привлечение экспертов и профильных специалистов для проведения социологических, психологических и религиоведческих экспертиз;

Организация обучения специалистов по практической апологетике;

Содействие в катехизации православных прихожан и крещенных в Православии; Деятельность, направленная на поддержку издания и распространения апологетической, религиоведческой, сектоведческой, миссионерской и катехизационной литературы и периодики.

Организация консультационной помощи пострадавшим от деструктивных культов и оккультизма: духовной, психологической, юридической, «консультации по выходу», реабилитационной, взаимодействие с профильными специалистами;

Информирование и консультирование государственных инстанций по вопросам связанным с противоправной и асоциальной деятельностью деструктивных культов и экстремистских групп, фактов нанесения ущерба законным правам и интересам канонического Православия, общественной морали;

Оказание юридической поддержки пострадавшим от оккультных и деструктивных культов;

Обеспечение юридической поддержки в судах и инстанциях по конкретным ситуациям;
Создание юридических препятствий антицерковной деятельности;
Юридическая поддержка процессов защиты церковной собственности и ее возврата законным собственникам;

Мониторинг и анализ процессов в религиозной жизни Украине, религиоведческих исследований, деятельности деструктивных культов, субъектов нетрадиционной медицины и связанных сфер;

Формирование единой базы данных открытой для публичного доступа;

Создание и ведение апологического интернет-портала;

Предоставление информации для центральных и региональных средств массовой информации;
Ведение информационных рассылок;
Создание и ведение тематических передач и собственных медиа-проектов;
Ведение конструктивной полемики с представителями других религий и концессий;
Взаимодействие с другими традиционными религиями в вопросах, в которых есть общие позиции (отношение к сектам, абортам, оккультизму и т.д.)
Взаимодействие с госорганами, законотворческая деятельность:
Методическая деятельность;